Мужчины вообще ранимее женщин. Статус давит, непосильный груз будущего прибивает к земле. Депрессия ведь от латинского deprimo – давить (вниз). Вот и давит.
Если женщину старит труд, на работе и по дому, то мужчину – ноша ответственности и необходимость постоянного подтверждения собственной состоятельности, значимости. Мужчина должен соответствовать исполняемой им роли. Он – раб мундира. Он скованнее, несвободнее женщины.
Признаками депрессии чаще всего являются:
- скверное настроение;
- утрата способности получать удовольствие;
- сниженная самооценка;
- чувство вины без адекватного повода;
- нарушение внимания;
- упадок сил;
- расстройство сна и аппетита;
- суицидальные поползновения (как крайний случай, и чаще – в виде мыслей, а не действий, конечно).
Для тяжёлой формы депрессии характерна так называемая «депрессивная триада»: подавленное состояние духа, мыслительная и двигательная заторможенность.
Но главное для психолога, к которому обратились с жалобами на депрессию, не совсем это.
Формально депрессия считается психическим расстройством. Однако расположена она на стыке двух дисциплин – психологии и психиатрии. У каждой из них свои методы, у каждой свой подход. Психология не суётся в дела психиатрии, психиатрия – в психологию.
Психолог имеет дело с теми или иными отклонениями здоровой психики. Психиатр – не совсем здоровой, а прямо-таки скажем – с больной.
Заподозрив психическую патологию, психолог направляет клиента к психиатру. В этом случае клиент становится пациентом, а тот, кто его ведёт дальше, – его врачом.
Ответственность психолога в том, чтобы разобраться, кто перед ним. Вписывается ли посетитель, пришедший к нему на консультацию, в рамки нормы здоровья или за них выходит. Вписывается – психолог продолжает работу, нет – настоятельно советует обратиться к психиатру, ибо задача выходит за рамки его компетенции.
Как мы отметили выше, депрессию делят сразу две дисциплины – психология и психиатрия.
Какой бывает депрессия
Бывает депрессия экзогенная, обусловленная неким внешним фактором или их совокупностью. К ней чаще всего приводит комплекс проблем, каждая из которых не так уж непреодолима. Но соломинок много, они достигают критической массы, и наступает черёд той, что ломает хребет верблюду.
Из экзогенной депрессии выводит психолог. Кропотливой работой с обратившимся он выявляет истинную причину и помогает от неё избавиться или же минимизировать её воздействие.
Уметь выявить причину – настоящее искусство. Нахождение причины – больше половины пути к исправлению ситуации, ведь нередко человек, мучимый депрессией, даже не догадывается об истинной природе своих мучений.
Однако существует и эндогенная депрессия, причиной которой являются не внешние факторы. Причина скрыта внутри пациента.
Такого рода депрессию частный психолог только определяет. И направляет клиента, то есть уже пациента (теперь уже именно пациента) с рук на руки соответствующему врачу. Не обязательно, кстати, психиатру.
Причиной эндогенной депрессии могут быть, допустим, изнуряющие боли сугубо хирургического характера, вводящие больного в угнетённое состояние духа. В таком случае необходимо обратиться к хирургу, а не к психиатру. Психологу с такой проблемой делать нечего. Его задача – разобраться в ситуации и указать верный путь.
Хорошо известны депрессии, вызванные неправильной работой щитовидной железы. Тут уж прямая дорога к эндокринологу. И т.п.
Таким образом, как в случае с экзогенной, так и с эндогенной депрессии психолог выступает в качестве диагноста. Но в первом варианте ещё и справляется с проблемой своими силами.
А вот кто точно не справится с депрессией своими силами успешно и эффективно – так это сам человек, страдающий депрессией, независимо от её происхождения.