Интернет изобилует материалами (термин «статья» давно уже девальвирован, ибо статьёй называют теперь абсолютно любой текст) с условным наименованием «Сколько-то правил настоящего (хорошего/истинного/профессионального) психолога».
Понимая это, пойдём, тем не менее, по протоптанной дорожке, остановившись на нескольких принципиальных моментах в работе индивидуального психолога. Не «золотых правил», а, как говорят, маркеров, по которым практически с порога можно оценить уровень того, к кому вы пришли на консультацию, элементарных базовых установлений, которых и вправду необходимо придерживаться хоть сколько-нибудь понимающему о себе психологу.
Психология, если подходить к ней как к коммерческому предприятию, субстанция шаткая в плане доказательств предоставления услуги (если рассматривать консультацию по-бизнесменски, именно как услугу), а клиент – существо с глубоко субъективным, зачастую непредсказуемым взглядом на мир.
Доказывать потом, что потраченные психологом силы чего-то да стоят – занятие неблагодарное. Тем более, работа психологов в нашей стране всё ещё не регламентируется законодательно. Посему первым правилом настоящего психолога является оформление контракта с потенциальным клиентом.
Лучше всего, конечно, контракт на бумаге. Слов потом обычно никто не помнит, а если и помнят, то интерпретируют их, как угодно.
Причём, заметьте, контракт в нашем случае не обязательно юридический документ (такой документ может и отпугнуть клиента), но просто договорённость в произвольной форме, зафиксированная на бумаге. Своего рода расписка о том, что будет собой представлять дальнейшее взаимодействие, что обязан делать клиент, что – психолог, в том числе и в финансовом плане, каковы будут критерии оценки всего процесса и т.п. Например, в документе может фигурировать обещание клиента не опаздывать на консультации и вообще на них приходить с соответствующими санкциями за прогулы и опоздания и прочее.
Понятно, что с распиской этой никто в суд не пойдёт. Вернее, так: психолог не пойдёт. Однако расписка может стать весомым аргументом в случае попытки предъявления претензий и вообще в урегулировании отношений при каком-либо недопонимании.
Тут что-либо разъяснять излишне. Хоть психология и дистанцируется от медицины, но это у них общее. Тайна, гарантируемая психологом, ничем от врачебной тайны не отличается. Она даже строже.
Врачу невозможно запретить что-либо фиксировать в медицинской карте и прочих профильных документах. Психологу можно. Не хотите, чтобы он делал какие-либо пометки в блокнот, аудио или видео записи – он и не будет.
К этому же правилу относится и так называемые «отзывы». Многие хотят на сайте психолога видеть отзывы бывших клиентов. Причём отзывы реальные, чтобы были видны живые люди, с фотографией, именем, фамилией, которые легко проверяются по соцсетям и подобными убедительными атрибутами. Может на сайтах и прочих открытых источниках информации, посвящённым продаже товаров и услуг в любой другой сфере, такие отзывы крайне желательны. Но для психолога это означает лишь одно – нарушение конфиденциальности.
Часто бывает, что потенциальный клиент обращается к психологу в первый раз по рекомендации другого клиента психолога, бывшего или ещё с ним работающего. Сразу же сообщая, от кого он получил рекомендацию для обращения к психологу. Это, разумеется, нормально. И даже в ряде случаев необходимо. Но сам психолог, выслушав, никогда и ничем не подтвердит своего профессионального отношения к тому человеку, который дал рекомендацию.
Консультация психолога не третейский суд, сам психолог не судья, чтобы выносить какой-либо оценочный вердикт. Его оценка поведения клиента должна быть за семью замками. Даже на прямой вопрос о его, психолога, личном, субъективном отношении к излагаемым событиям и поведению подопечного или других упоминаемых людей, психолог обязан не отвечать. Его мнение должно остаться при нём, и, образно говоря, с ним и умереть.
Любые оценочные суждения со стороны психолога – повод усомниться в его профессиональной пригодности.
Имеются в виду любые отношения вне кабинета, не только интимные. Правило вполне понятное. То же самое имеем и в какой-нибудь юриспруденции. Личные отношения вне зала заседаний предполагают пристрастность, и в итоге необъективность оценок и неэффективность всей работы, нацеленной, разумеется, на результат.
Если вдруг клиента на сеансе что называется «прорвёт», у него случится бурный выплеск эмоций с желанием немедленно что-то такое разрешить, поставит все точки над i, вывести кого-то на чистую воду и тому подобное, особенно с фатальными последствиями, психолог обязан взять с него обязательство в течение определённого срока (48 часов, 72 часов, недели, двух и т.д.) не предпринимать никаких резких движений.
Точный срок должен определить психолог в зависимости от ситуации.
***
На самом деле существует немало других так называемых правил настоящего психолога. И если задаться целью, можно составить из них толстый фолиант. Жизнь, однако, на то и жизнь, что гибка и изменчива. Не существует двух одинаковых ситуаций, поэтому главное в работе частного психолога – творческий подход, свободный от каких-либо догм и постулатов. За исключением разве что самых общих, базовых.
А они вроде бы и не против. Бравируют даже. Дескать, один. Никто мною не помыкает.…
Полного взаимопонимания, собственно, и быть не может. Вы разные от природы. Он мужчина, вы –…
Семейное консультирование – задача не их лёгких. Причём для всех участников этого процесса. Когда к…
Стоит отметить, что эмоциональное выгорание может случиться не только у отдельного человека, но даже у…
На самом деле все люди неуверенны в себе. В той или иной степени. Не было…
Прокрастинация – вообще, что такое? Оказывается, что умным этим словом называют патологическое откладывание всего на…