Для любого человека важны границы его личного пространства, и дети тут не исключение. В идеале у подростка должна быть своя комната. Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, можно оформить его место в комнате так, чтобы оно выглядело почти изолировано. Где подросток чувствовал себя в своём собственном пространстве, отделённом от других зон квартиры.
Но этого мало. Теперь это не просто отдельная комната или пространство. Это его собственная комната или пространство. Куда он входит свободно и выходит свободно, а вот окружающие должны это делать с пониманием, что вторгаются на его территорию. И это понимание приводит нас к тому, что теперь мы вынуждены спрашивать у него разрешения на вторжение, пусть даже и самое невинное, например, задать простой бытовой вопрос. Представьте себе, что вы сдаёте комнату квартиранту за деньги. Как бы вы стали его беспокоить, чтобы с ним пообщаться? Конечно, с максимальной деликатностью. Ведь квартирант платит за своё отдельное пространство. Вот точно так же необходимо подходить к пониманию личного пространства подростка.
Однако простыми бытовыми вопросами наше взаимодействие не ограничивается.
Взрослым придётся учиться не вторгаться в личную зону подростка и в плане общения. В более младшем возрасте ребёнка тему для разговора часто выбирает взрослый. Особенно, когда речь идёт о моментах воспитательного характера или о проблемах учёбы или увлечений детей. Маленький ребёнок же сам обращается ко взрослым для удовлетворения своих детских потребностей: в еде, развлечениях, играх и игрушках. О решении бытовых проблем маленькие дети не задумываются.
В мире подростка всё происходит наоборот. Они уже сами решают все вопросы с учёбой, развлечениями, увлечениями, сами выбирают себе еду и одежду и так далее. Им для всего этого взрослые уже не нужны. Разве что для материального обеспечения. Причём получаемые от взрослых деньги подростки тратят самостоятельно.
Общение со сверстниками в этом возрасте им уже гораздо важнее и интереснее общения с родителями. Родители не нужны им для проведения досуга.
И со всем этим взрослые вынуждены смиряться, и пересматривать и свою роль в жизни детей, и определять не то количество общения, которые они могли бы дать детям, не то количество общения, которое необходимо самим родителям, а лишь то количество, которое их детям-подросткам от них требуется. Увеличение этого количества подростки воспринимают как давление и вторжение. Что формирует у них ответную защитную негативную реакцию.
Поэтому мы вынуждены определять рамки, каким будет такое общение, и стараться не превышать его слишком активно. Конечно, ситуацию следует контролировать, но желательно делать это аккуратно, не вторгаясь в личное пространство подростка, и уж тем более, не создавая конфликтов.
Подведём итог.
- У подростка должно быть своё личное пространство, лучше своя комната.
- Если нет отдельной комнаты, нужно оборудовать максимально изолированное пространство.
- В собственное физическое пространство ребёнка доступ взрослых ограничен его разрешением.
- Доступ в личное психологическое пространство ребёнка ограничивается согласием самого ребёнка на общение.
- Роль взрослого в жизни подростка меньше, чем таковая в жизни ребёнка более младшего возраста.
- Взрослым не стоит навязывать своё общение подростку.