Прежде всего, необходимо объяснить, в чём принципиальная разница между этими двумя дисциплинами.
Психолог помогает соматически здоровым людям («сома» – тело) с поведением, не выходящим за границы социальных норм, и не пренебрегающим инстинктом самосохранения. Такие люди способны позитивно менять свою личность в работе со специалистом, на что, собственно, эта работа и направлена.
Психиатр – прежде всего врач. Он имеет дело с теми, кто выходит за границы норм психического здоровья, где имеются и органические и/или физиологические нарушения. И в этом одно из принципиальных отличий психических болезней от психологических проблем. Психиатр работает с людьми, зачастую выходящими за границы социальных норм поведения, и, к сожалению, может, пусть и не осознавая, откровенно пренебрегать инстинктом самосохранения. Люди, относящиеся к этой группе, свою личность изменить не способны в принципе, как бы ни старались. От них это, увы, не зависит.
Нередко только психолог и помогает обратившемуся к нему человеку эти границы не пересечь, и остаться в рамках нормы, не расширяя круг подопечных психиатра.
Ведь постоянное перенапряжение нервной системы, которое возникает при нерешённых и, что главное – не решаемых психологических проблемах (не в смысле, что их невозможно решить, а в смысле, что люди не решают их годами, постоянно откладыва), может привести к необратимым деструктивным изменениям в нервной системе на органическом и физиологическом уровнях, что, собственно и отличает психическую болезнь от обычного обратимого напряжения (см. выше).
Психолог зачастую не даёт клиенту (только так называют психологи тех, с кем они работают) стать пациентом (а это уже сугубо медицинская терминология). Психология вообще всячески дистанцируется от медицины, подчёркивая тем самым, в числе прочего, психическую адекватность своей клиентуры, нахождение её в пределах клинической нормы.
Однако решительное стремление обособиться, огородиться от психиатрии как раз и обязывает ответственного психолога хорошо в психиатрии разбираться. Ведь зачастую именно он и должен произвести первичный отбор, безошибочно определив, кто перед ним – его потенциальный клиент или пациент с совсем другим кругом проблем.
В последнем случае индивидуальный психолог должен ещё проявить чудеса гибкости, такта и настойчивости, деликатно, но решительно перенаправив визитёра в нужную тому сторону – к специалисту по его профилю.
Чётких границ нет?
Определённые трудности являет собой то, что чётко прочерченных жирных границ между психологией и психиатрией, на первый взгляд, вроде бы не существует. Как раньше, и довольно долгое время, принято было считать. Как и якобы что не существует железных рамок так называемой нормы. Что вроде бы на пограничном участке всё зыбко, нет чёрного и белого, а есть лишь оттенки серого.
Но современные психология и психиатрия уже могут дать более или менее чёткий ответ: границы всё же есть. И при рассмотрении так называемых «пограничных состояний» наука в наши дни вполне может определить, с какой стороны границы находится состояние нервной системы и психики человека.
Клиент или пациент?
Так иногда бывает, что на консультацию к психологу вполне может прийти человек с уже поставленным психиатрическим диагнозом, утверждая, что консультации психолога помогают ему держаться на плаву.
И не исключено, что он будет по-своему прав. Он ведь не на все сто процентов пациент, в чём-то, а может и во многом, он ещё и клиент.
Это те самые оттенки, о которых мы и ведём речь, тот самый градиент. Однако чёткое определение «стороны границы» уже даёт психологу возможность выбрать иные способы работы с таким клиентом.
Здесь речь уже не будет идти об изменении личности, выше уже было сказано, что такие люди в силу специфики болезни это делать не в состоянии. А лишь о психокоррекции – работе, позволяющей удерживать сознательную поведенческую деятельность человека в рамках социальных норм в период ремиссии болезни.
В таких случаях обычные методы, которые психологи используют в своей работе с клиентом, как основные, чаще всего не работают. И необходимо, как основными, пользоваться другими, которые в принципе не являются основными в работе с обычными клиентами «без диагноза».
Кроме того, по понятным причинам люди боятся обращаться к психиатрам. Опасаются огласки или вступления в силу законодательных ограничений в профессиональной деятельности.
Ведь даже минимальное необходимое первичное обследование на предмет обнаружения (или отрицания) психических заболеваний составляющее три дня дневного стационара (а стандартное полноценное – две недели в стационаре), требует постановки на учёт в психоневрологическом диспансере. С учёта-то потом снять могут, если ничего не найдут. Но запись постановки и снятия с учёта в ПНД останется навсегда. И получится, как в том анекдоте, «оказалось, что показалось, но осадочек-то остался…» Клеймо на всю жизнь.
А уж тем более обращаться к психиатру для обследования люди не хотят потому, что боятся, что у них действительно обнаружится какая-нибудь патология. По идее, нужно не бояться, а стремиться выяснить реальное положение дел. И уж если что-то и обнаружится, то начать с болезнью бороться как можно раньше. Но людям свойственно в страхе бежать от неизбежного, нежели бесстрашно идти ему навстречу.
Психолог же не имеет такого негативного шлейфа, обращение к нему за консультацией и вообще регулярное посещение его кабинета может даже восприниматься признаком передовых взглядов и прогрессивных веяний.
Поэтому квалифицированный психолог (на то он и квалифицированный) должен как можно раньше распознать в посетителе пациента. В противном случае такого рода гость может не только растранжирить время и силы самого психолога, но и, к примеру, напугать и распугать группу, если занятия групповые, а у единственного пациента среди клиентов началось вдруг обострение с неконтролируемым приступом неадекватного поведения.
С другой стороны, понимание границ между нормой и патологией нередко позволяют разбирающемуся в психиатрии психологу отследить предвестники психической патологии ещё на зачаточной, невротической её стадии, прекрасно понимая и воочию себе представляя, с семенами чего он на самом деле столкнулся, и, возможно, в ряде случаев затормозив развитие нежелательного и опасного в перспективе процесса.
Акцентуации или ростки психиатрии в психологии
Из этих соображений в своё время и было введено понятие акцентуаций, то есть пока находящихся в пределах клинической нормы особенностей характера, на которых личность человека слишком уж акцентирована.
Это как раз то состояние, которое находится ещё по «эту сторону границы», в рамках нормы. По ту сторону – уже психопатия. И акцентуация, и психопатия – пограничные состояния, вот только на разных сторонах от границы. И современный частный психолог критерии этой границы знает. Собственно, некоторые из них в этой статье упомянуты.
Существуют две классификации акцентуаций, зарубежная и отечественная (по Леонгарду и по Личко соответственно).
У каждого человека не одна, а, как правило, несколько акцентуаций. Чем их больше, тем более напряжена нервная система, тем более наряжена психика человека.
Для определения акцентуаций используется такие виды исследования как беседа и тестирование. Они позволяют определить количество акцентуаций и, соответственно, помогает понять, насколько нервная система человека может быть (предположительно, конечно) напряжена. И это тоже помогает психологу в работе с клиентом, позволяет вовремя обратить внимание на необходимость снижения напряжения нервной системы для предотвращения опасности «пересечения границы».
Акцентуации — это своего рода возможности, негативные прогнозы, которые при удачном стечении обстоятельств и умелой работе специалистов могут и не сбыться, так и оставшись всего лишь акцентуациями.
Чтобы формально исключить…
Если у психолога, который как мы уже выяснили, просто обязан знать основы психиатрии, возникает малейшее подозрение на психическую патологию у клиента, он может порекомендовать хотя бы формально пройти обследование у невролога с всеми необходимыми инструментальными исследованиями и у психиатра.
Формулировка «формально» ни в коем случае не означает, что это происходит поверхностно и невнимательно, типа «для галочки». А именно для того, чтобы сразу исключить неверный путь профессиональной деятельности, и продолжить конструктивную и плодотворную работу с клиентом.