Термин «семейная (или системная) психотерапия» не соотнесён с какой-то конкретной методикой и используется для обозначения достаточно широкого направления, в рамках которого существует определённое число зачастую противоречащих друг другу концепций, школ и специалистов-одиночек, у каждого из которых свой рецепт, своя технология.
Не говоря уже о некоторой путанице терминов. Это о том, что семейная психология и семейная психотерапия – это части науки психологии, а вот психология и психотерапия (не семейные, а вообще, в целом же) – это деятельность из разных областей. Термин и наука психотерапия официально относится к медицине. И в нашей стране они, психология и психотерапия официально принадлежат к различным наукам. Хотя в ряде стран психологи – это психиатры со специализацией, то есть упором на психологию. И другие специалисты там психологами быть не могут. Но у нас – не у них.
Семейная психология – это раздел психологии. А семейная психотерапия – это работа индивидуального психолога с семьёй, в которой обязательно используется не только семейная психология, но и общая психология, и различные другие направления, и методы.
За это, кстати, семейную психотерапию, признанную в большинстве европейских стран и США на государственном уровне, и критикуют, ибо она, при всей её доказанной эффективности, не может похвастаться ни единой теорией психики, ни стройной патологической концепцией, ни общей для всех теорией расстройств.
Объединяет разношёрстных игроков в пространстве системной психотерапии лишь общий подход к объекту приложения своих усилий. Объектом в данном случае является не конкретный индивидуум (элемент), а семья в целом (группа, система). Как любили говорить в советские времена: семья, как ячейка общества.
Сумма всегда больше слагаемых
Выяснилось, что в отношении семьи действует принцип синергии. Семья оказывается чем-то неизмеримо большим, нежели простая сумма конкретных людей, её составляющих. С этим бОльшим и необходимо работать.
В связи с этим вспоминается известная аналогия из мира насекомых, когда вопрос «мыслит ли муравейник/термитник/улей, обладает ли он индивидуальностью?» не кажется таким уж безумным, в то время как с наличием интеллекта у конкретной особи, муравья/термита/пчелы, всё более-менее очевидно.
Семейная психотерапия совсем не означает, что к частному психологу необходимо являться всей семьёй. В некоторых случаях, при использовании отдельных методик – да, групповые сеансы возможны, но они не являются обязательным атрибутом семейной психотерапии. Дело не в коллективных занятиях, а в восприятии проблемы, подходе к ней, как к проблеме всей группы (системы), а не конкретного индивидуума (элемента).
С другой стороны, психологическая помощь ребёнку до 14 лет включительно (а иногда и старше, если психолог видит задержку возрастного психологического развития), предполагает автоматически наряду с индивидуальными сеансами с ребёнком и семейную психотерапию. Причём как совместную – родители и ребёнок вместе (регулярно, но не часто), так и родителей отдельно (не реже, чем индивидуальные занятия с самим ребёнком).
Как мы только что отметили, следствием такого подхода является преодоление трудностей с пониманием, что это именно общие трудности, а не проблема кого-то одного из членов семьи, и с учётом тонкой взаимосвязанности всех элементов системы.
Так, например, эффективными приёмами (обычно в случае решения проблем, связанных с неадекватным поведением ребёнка в семье) могут стать:
- жетонная система (мотивация ребенка наградой за хорошее поведение);
- контрактная система (система договорных условий поведения как один из методов когнитивно-поведенческой психологии в семейной психотерапии, благодаря которым возможна коррекция поведения не только самого ребенка, но и его родителей, то есть настройка системы в целом с дальнейшим возможным выходом на баланс);
- прерывание (изоляция в качестве изменения формы сеансов – то есть не индивидуальная, не связанная с семьёй санкция, а временно отделение ребёнка или другого члена семьи от группы, с продолжением индивидуальных сеансов, как обычно).
Конкретными целями семейной психотерапии могут являться:
- достижение адекватной реакции на действия другого члена семьи;
- нахождение путей совместного решения общих для всех проблем (а других в рамках подхода и быть не может);
- снижение градуса эмоционального накала внутри семьи;
- достижение душевного комфорта семьи в месте её проживания;
- формирование ценностей, общих человеческих вообще и семейных в частности;
- поощрение уважительного отношения друг к другу и взаимной эмпатии (умения сочувствовать, сопереживать и содействовать).
Резюмируя вышесказанное, нельзя обойти и предположение, что триумфальное шествие семейной психотерапии по западным странам, а в последние годы и по России, связано не с каким-то новым, революционным подходом к решению профессиональных задач, а с множественностью, эклектичностью самого направления.
Формально числя себя в рядах системных психотерапевтов, каждый из энтузиастов предлагает нечто своё, но на основе базовой психологической подготовки и различных направлений, и методов в психологии. И это нечто в том или ином случае срабатывает. Ситуация в этом случае сродни залпу картечи – какая-то да попадёт. Попадание же объявляется потом бесспорным успехом всего направления.